Доступная среда


«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

В 2018-2019 учебном году в МКУДО «СЮН» занимаются 4 ребенка-инвалида.

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач деятельности МКУДО «СЮН».

Исходя из этого, в учреждении  разработаны адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, позволяющие не только дополнить содержание образования по предметам естественнонаучного и художественного цикла, но и способствующей социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих интересы ребенка.

Дополнительные общеобразовательные программы, предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья, составлены на основе дополнительной общеобразовательной программы и адаптирована для обучения детей-инвалидов. Это следующие программы:

— адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Наш лес»;

-адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Краевед-эколог»;

-адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Эколог-лесовод»;

— адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Работа с берестой».

Содержание программ расширяет представления обучающегося о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района, обучение техники аппликации из бересты.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
  2. Федеральный закон ‘О социальной защите инвалидов в Российской Федерации’ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н ‘Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм’ (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 ‘Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи’.
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ ‘О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов’ (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 ‘Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования’.
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 ‘О направлении информации’ (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ‘Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья’
  10. Постановление администрации города Железногорска «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории города Железногорска на 2017-2020 годы» от 16.10.2017 №2498
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.Учебные кабинеты МКУДО «СЮН» доступны для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Обеспечение доступа в здание УДО детей-инвалидов и детей с ОВЗСогласно приказа Министерства образования от 9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание МКУДО «СЮН» детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

  • по результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в МКУДО «СЮН» заявленным законодательством РФ требованиям;
  • разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию на 1 сентября 2017 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности: содействие ребенку-инвалиду при входе в МКУДО «СЮН» и выходе из него, информирование о доступных маршрутах общественного транспорта, адаптация официального сайта МКУДО «СЮН» для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих).
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗПланирование и проведение работы по охране здоровья обучающихся осуществляется в одном направлении: педагогическом.  В МКУДО «СЮН» с целью охраны здоровья обучающихся проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в МКУДО «СЮН»;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием МКУДО «СЮН»;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Согласно СанПиН от 2.4.4.3172-14 разрабатывается:
  • составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии.